Московская область, город Мытищи, улица Семашко, дом 2. Тел. 8 (495) 586-12-11

Инфотека

18.12.2023

Досудебный порядок урегулирования спора по вопросам защиты прав

К сожалению, качество приобретенных товаров и оказанных услуг не всегда устраивает потребителей, в результате чего их права нарушаются. Как разрешать подобные ситуации? Как защитить свои права?

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» определяет, что органом власти, призванным защищать интересы потребителей, является суд. Он также предусматривает возможность разрешения спорных ситуаций между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем) в судебном или внесудебном порядке.

Таким образом, чтобы разрешить конфликт, возникший между вами и продавцом (изготовителем, исполнителем) товара (услуги), необязательно сразу обращаться в суд.

Вы можете обратиться непосредственно к продавцу (изготовителю, исполнителю) и предъявить требования о защите своих прав. Для этого необходимо грамотно составить и подать письменный документ – претензию. Это и есть досудебный порядок урегулирования спора по вопросам защиты прав потребителей. Рассмотрим его более подробно.

Является ли обязательным досудебный порядок урегулирования споров?

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» не предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Он может быть установлен отдельными нормативно-правовыми актами, в которых указаны случаи, когда потребитель должен соблюсти претензионный порядок.     

Так, претензию нужно подавать по вопросам урегулирования споров в отношении договоров об оказании услуг связи, перевозки пассажира и багажа внутренним водным транспортом и при заключении договоров о реализации туристского продукта (п. 4 ст. 55 Федерального закона Российской Федерации от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», п. 1 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).               

Однако некоторые суды считают, что обязательный досудебный порядок по таким договорам не является обязательным. Так, Верховный Суд Российской Федерации не рекомендует устанавливать обязательный претензионный порядок в договорах с потребителями, утверждая, что это ущемляет их права, поскольку обращение с досудебной претензией является правом, а не обязанностью потребителя. (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 05.02.2019 № 49-КГ 18-61).     

На практике каждый человек, столкнувшийся со спорной ситуацией, старается ее разрешить как можно быстрее. Досудебный порядок как раз позволяет быстро восстановить нарушенное право.

Еще одним существенным плюсом досудебного порядка является то, что он позволяет документально зафиксировать обстоятельства (заявления, ответы на них), которые могут оказаться полезными при рассмотрении спора в суде.

Итак, прежде чем обращаться в суд, сначала имеет смысл обратиться к продавцу или исполнителю с письменной претензией об устранении недостатков. Проанализируем, как правильно составить претензию, а также каким образом и в какие сроки передать ее продавцу.

 

Как написать претензию?

Законодательством РФ не предусмотрены правила написания претензий по защите прав потребителей, поэтому написать ее вы можете в произвольной форме.

Обратите внимание, что в претензии обязательно следует указать следующую информацию:

- Наименование продавца (исполнителя).

Вы можете обратиться с претензией к продавцу (исполнителю), изготовителю или импортеру, их представителям (если они заключили договор с изготовителем (импортером) об удовлетворении требований потребителя по ненадлежащему качеству товара или результату работы).

- Ваши данные.

Обязательно укажите контактный телефон и адрес (почтовый или электронный) для ответа на претензию.

- Информацию о приобретенном товаре (услуге).

- Суть претензии.                                                                                    

Подробно опишите, когда был обнаружен недостаток товара и в чем он проявляется, в чем выражаются нарушения условий оказания услуги (выполнения работы).

- Требования.

Обратите особое внимание к требованиям, которые вы будете предъявлять к продавцу (исполнителю). Они должны быть предусмотрены законодательством.

- Перечень прилагаемых документов.

Укажите в претензии, копии каких документов к ней прилагаются (кассовый или товарный чек, договор, гарантийный талон, акты, заключения и другие).

- Дата и подпись.

Обратите внимание, что претензию необходимо составить в двух экземплярах – для вас и для продавца (исполнителя).

Если вы обращаетесь с претензией относительно качества товара, то укажите:

- дату покупки, оплаты и поставки;

- опишите сам товар (марку, серийный номер, модель, размер, иные отличительные признаки)

- стоимость;

 

Если вы обращаетесь с претензией относительно услуги (работы), то укажите:

- дату и номер (если имеется) заключения договора на оказание услуги;

- опишите саму услугу (работу);

- дату ее выполнения и дату подписания акта приема-передачи выполненных работ (если его подписывали);

- стоимость услуги (работы);

 

Так, например, если вы обнаружили недостаток в товаре, то вправе требовать:

- обменять его на аналогичный товар;

- обменять его на иной (нужно учесть, что за более дорогой придется доплатить, а за более дешевый вам вернут разницу в стоимости);

- получить скидку на купленный товар;

- отремонтировать товар, а если уже сами произвели ремонт, то вправе потребовать за него компенсацию;

- вернуть товар и получить за него денежные средства.

 

Если выполненная услуга (работа) оказалась некачественной, вы вправе потребовать:

- исправить недочеты, недостатки;

- сделать скидку;

- повторно выполнить работу;

- оплатить ремонт, который вы произвели, привлекая стороннюю организацию.

 

Как обратиться с претензией к продавцу/ исполнителю?

Вы можете вручить претензию лично представителю продавца или исполнителя.

 

Важно: на втором экземпляре претензии, который останется у вас, попросите поставить отметку о получении (дату, фамилию, имя, отчество лица, принявшего ее, его должность, подпись, печать).

Также вы можете отправить претензию почтой.

 

Важно: отправляйте претензию заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении адресату. Это будет являться доказательством того, какие именно документы вы отправили продавцу (исполнителю), а также того, что он ее получил.

Какие сроки предусмотрены для предъявления претензии?

Претензию по качеству товара можно предъявить в течение его гарантийного срока или срока годности. Этот период указан в документах, прилагаемых к товару или результату работ.

Если гарантийный срок товара составляет менее двух лет, и вы обнаружили недостатки в нем по его истечении, но в пределах двух лет, вы также вправе предъявить претензию продавцу (изготовителю), но только в том случае, если докажете, что недостатки товара возникли до его передачи вам.

Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, вы можете предъявить претензию, если обнаружили недостатки в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи вам данного товара.

В какой срок претензия будет рассмотрена?

Срок рассмотрения претензии – 10 дней. Если ответ продавца не поступил в течение этого срока, то это приравнивается к отказу от выполнения ваших требований.

Когда обращаться в суд?

Если вы не получили письменный ответ продавца (исполнителя), получили отказ в удовлетворении требований или его ответ вас не устраивает, вы вправе обратиться за защитой своих прав в суд.

Обратите внимание: если продавец (исполнитель) не исполнил ваши требования добровольно на основании предъявленной ему претензии, то при рассмотрении дела в суде вы имеете право на взыскание компенсации.


Возврат к списку

Раздел не найден.

"Горячая линия" по вопросам детского отдыха
08.05.2024
"Горячая линия" по вопросам детского отдыха

Уважаемые жители Подмосковья!

 

Информируем Вас, что Консультационный центр...

Подробнее
Возложение цветов к мемориальному комплексу «Вечный огонь» коллективами Управления Роспотребнадзора по Московской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области»
08.05.2024
Возложение цветов к мемориальному комплексу «Вечный огонь» коллективами Управления Роспотребнадзора по Московской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области»

С Днем Победы!
Вечная слава героям!
Вечная слава!

Подробнее
"Горячая линия" по профилактике клещевого энцефалита
27.04.2024
"Горячая линия" по профилактике клещевого энцефалита

Уважаемые жители Подмосковья!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
График приема образцов в мае 2024 года
26.04.2024
График приема образцов в мае 2024 года

Уважаемые посетители!

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области»...

Подробнее
"Горячая линия" по вакцинопрофилактике в рамках всемирной недели иммунизации
22.04.2024
"Горячая линия" по вакцинопрофилактике в рамках всемирной недели иммунизации

Уважаемые жители Подмосковья!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
"Горячая линия" по вакцинопрофилактике
12.04.2024
"Горячая линия" по вакцинопрофилактике

Уважаемые жители Подмосковья!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
«Горячая линия» по вопросам организации питания в общеобразовательных организациях
30.03.2024
«Горячая линия» по вопросам организации питания в общеобразовательных организациях

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что специалисты Центрального аппарата совместно с ...

Подробнее
О проведении "Горячей линии" в рамках Всемирного дня борьбы с туберкулезом в 2024 году.
22.03.2024
О проведении "Горячей линии" в рамках Всемирного дня борьбы с туберкулезом в 2024 году.

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...

Подробнее
Горячая линия ко Всемирному дню прав потребителей
15.03.2024
Горячая линия ко Всемирному дню прав потребителей

Уважаемые потребители!

 

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
О проведении «горячей линии» по актуальным вопросам защиты прав потребителей в судебном порядке
07.03.2024
О проведении «горячей линии» по актуальным вопросам защиты прав потребителей в судебном порядке

Уважаемые потребители!

 

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
Заседание расширенной Коллегии 1 марта 2024 года
01.03.2024
Заседание расширенной Коллегии 1 марта 2024 года

1 марта 2024 года состоялось заседание расширенной коллегии в Управлении Роспотребнадзора по Московской...

Подробнее
Соревнования по лыжным гонкам «Трудовая лыжня»
29.01.2024
Соревнования по лыжным гонкам «Трудовая лыжня»

В соревнованиях по лыжным гонкам «Трудовая лыжня», посвященных 80-й годовщине снятия блокады Ленинграда,...

Подробнее
Торжественное мероприятие, посвященное 150-летию санитарно-эпидемиологической службы Московской области
08.12.2023
Торжественное мероприятие, посвященное 150-летию санитарно-эпидемиологической службы Московской области

7 декабря состоялось праздничное мероприятие, посвященное 150-летнему юбилею санитарно-эпидемиологической...

Подробнее
"Горячая линия" по вопросам качества и безопасности детских товаров, выбору новогодних подарков
04.12.2023
"Горячая линия" по вопросам качества и безопасности детских товаров, выбору новогодних подарков

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные ...

Подробнее
«Горячая линия» по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции
23.11.2023
«Горячая линия» по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции

Уважаемые потребители!

 

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
Торжественное открытие мемориальной доски в память о Коваленко Э.Б.
17.11.2023
Торжественное открытие мемориальной доски в память о Коваленко Э.Б.

В честь 150-летия санитарно-эпидемиологической службы Московской области, 16 ноября 2023 года состоялось...

Подробнее
"Горячая линия" по услугам такси и каршеринга
13.11.2023
"Горячая линия" по услугам такси и каршеринга

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...

Подробнее
«Горячая линия»  по профилактике гриппа и ОРВИ
02.10.2023
«Горячая линия» по профилактике гриппа и ОРВИ

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...

Подробнее
Итоги проведения Спартакиады в честь первого празднования Дня федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и в честь 150-летия санэпидслужбы Московской области.
20.09.2023
Итоги проведения Спартакиады в честь первого празднования Дня федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и в честь 150-летия санэпидслужбы Московской области.

15 сентября 2023 года состоялась торжественная часть награждения победителей Спартакиады в честь...

Подробнее
В честь сотрудников санитарно-эпидемиологической службы открыли мемориал на территории Центра гигиены им.Эрисмана Роспотребнадзора
18.09.2023
В честь сотрудников санитарно-эпидемиологической службы открыли мемориал на территории Центра гигиены им.Эрисмана Роспотребнадзора

16 сентября в честь сотрудников санитарно-эпидемиологической службы и в рамках празднования ...

Подробнее
"Горячая линия" по вопросам детского отдыха
08.05.2024
"Горячая линия" по вопросам детского отдыха

Уважаемые жители Подмосковья!

 

Информируем Вас, что Консультационный центр...

Подробнее
Возложение цветов к мемориальному комплексу «Вечный огонь» коллективами Управления Роспотребнадзора по Московской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области»
08.05.2024
Возложение цветов к мемориальному комплексу «Вечный огонь» коллективами Управления Роспотребнадзора по Московской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области»

С Днем Победы!
Вечная слава героям!
Вечная слава!

Подробнее
"Горячая линия" по профилактике клещевого энцефалита
27.04.2024
"Горячая линия" по профилактике клещевого энцефалита

Уважаемые жители Подмосковья!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
График приема образцов в мае 2024 года
26.04.2024
График приема образцов в мае 2024 года

Уважаемые посетители!

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области»...

Подробнее