Московская область, город Мытищи, улица Семашко, дом 2. Тел. 8 (495) 586-12-11

Как победить мисселинг?

04.04.2023

мисселинг.jpg

Многие сталкивались с мисселингом, даже не зная о существовании этого термина. Типичный пример: человек зашел в банк открыть вклад, а вышел с кредитной картой, брокерским счетом и полисом страхования жизни. Навязывание ненужных услуг встречается во всех финансовых организациях. Рассказываем, как распознать мисселинг и защитить себя от обмана.

Что такое мисселинг

Термин «мисселинг» (misselling) означает продажу одного финансового продукта под видом другого. Это не мошенничество в прямом понимании. Клиент действительно получает услугу, за которую платит. Проблема в том, что она ему не нужна. Продавец вводит покупателя в заблуждение, говоря, что продукты аналогичные, и умалчивает о существенных отличиях. Также часто встречается ситуация, когда клиента убеждают в необходимости оформления услуги и вынуждают оплачивать ненужные опции.

Часто мисселинг путают с активными продажами, когда клиенту предлагают оформить дополнительные товары и услуги. Например, при покупке бытовой техники менеджер может рекламировать также страховку, расширенную гарантию или рассрочку. Если продавец прямо говорит о дополнительной услуге и дает о ней полную информацию, в этом нет ничего плохого.

Отличие мисселинга в том, что клиента вводят в заблуждение, выдавая один продукт за другой. Если снова взять пример с бытовой техникой, продавец убеждал бы покупателя, что холодильник — почти то же самое, что и пылесос. В реальности такая ситуация невозможна, потому что все способны отличить эти предметы друг от друга. Но на финансовом рынке ситуация иная. Многие люди не ориентируются в сложных продуктах и услугах, тем более что руками их не потрогать. Этим и пользуются недобросовестные продавцы.

Где встречается мисселинг

Мисселинг распространен на финансовом рынке. Мало кто хорошо ориентируется в товарах и услугах, которые предлагают кредитные и страховые организации. Полное описание условий сделки есть только в договоре. Обычно это документ с множеством страниц мелким шрифтом, понять который без опыта сложно. Люди просто подписывают его, доверяясь словам продавца, и оказываются обманутыми.

Банк России ведет собственную статистику мисселинга, основываясь на поступивших жалобах. По данным регулятора, проблема чаще всего встречается:

·         в банках;

·         в страховых компаниях;

·         у профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров);

·         в управляющих компаниях, предлагающих ПИФ и НПФ.

Банки в этом списке лидируют с отрывом — на них приходится больше половины жалоб. При этом они навязывают клиентам не собственные продукты, а страховки и инвестиционные услуги. Чаще всего это:

·         ИСЖ (инвестиционное страхование жизни);

·         НСЖ (накопительное страхование жизни);

·         ПИФ (паевые инвестиционные фонды);

·         услуги доверительного управляющего;

·         услуги брокера.

Объясняется это довольно просто. У многих крупных банков есть дочерние страховые компании, услуги которых нужно продавать. Сотрудникам ставят планы, от которых зависят зарплаты и премии. Но людей, которые обращаются в банк, страховки и инвестиции обычно не интересуют. Поэтому и возникает мисселинг, когда клиента вынуждают оформить нужный продавцу продукт любым способом.

На практике это выглядит так. Человек обращается в банк, чтобы открыть вклад. Менеджер говорит, что проценты по ним сейчас очень низкие, и есть аналог с более выгодными условиями. Дальше озвучиваются расчеты, чтобы продемонстрировать высокую доходность. В результате клиент выходит из банка с оформленным инвестиционным страхованием жизни. Он уверен, что это тот же вклад, только лучше, и не знает об особенностях и ограничениях продукта.

Люди не ожидают, что сотрудники банка могут их обмануть. Многие готовы выслушать рекламу дополнительных услуг и спокойно отказываются от ненужных. Но о мисселинге знают не все, поэтому принимают слова менеджеров за правду и не ищут их письменного подтверждения в договоре.

Как защитить себя

Единственный способ не стать жертвой обмана — внимательно изучать условия договора до его подписания. Сотрудники финансовых организаций могут обещать высокую доходность, бесплатное обслуживание или другие выгодные условия. Но слова не имеют юридической силы. Важно только то, что написано в договоре и закреплено подписями.

При подписании договора обращают внимание на:

·         название организации. Если человек обратился в банк, должно быть указано именно его наименование, а не другая компания;

·         название финансового продукта;

·         срок действия договора;

·         условия расторжения;

·         процентная ставка, если подразумевается получение дохода.

Важно прочитать все условия, даже если они написаны в сносках мелким шрифтом. Когда что-то непонятно, нужно задать вопрос представителю организации.

Хороший способ обезопасить себя — изучить условия заранее на сайте компании. Кредитные и страховые организации публикуют информацию о финансовых продуктах, включая тарифы и подробные условия обслуживания.

Что делать, если столкнулся с мисселингом

Мисселинг — не мошенничество в прямом смысле слова. Клиент добровольно подписывает договор и получает оплаченную услугу. Полиция не видит в такой ситуации состава преступления, а доказать, что сотрудники банка ввели в заблуждение, очень сложно. Если человек столкнулся с мисселингом, в первую очередь нужно постараться вернуть деньги:

·         если 2 недели еще не прошло, можно воспользоваться «периодом охлаждения». Он действует для большинства страховых продуктов. В течение 14 дней разрешено расторгнуть договор и забрать деньги по любой причине;

·         если прошло больше 2 недель, нужно изучить договор. В нем должны быть указаны условия расторжения. Чаще всего вернуть всю сумму не удастся, ведь услуга уже оказана. Но по некоторым страховым продуктам можно получить возврат пропорционально неиспользованному сроку.

Если компания отказывается возвращать деньги, стоит обратиться с жалобой в Банк России. Сделать это можно разными способами: написать обращение на сайте или в чате приложения, позвонить на горячую линию. Также обращения принимает финансовый омбудсмен. Он занимается досудебным урегулированием споров с финансовыми организациями.



Возврат к списку

Раздел не найден.

Здоровое и безопасное питание – для крепкого иммунитета
15.10.2025
Здоровое и безопасное питание – для крепкого иммунитета

Приглашаем вас принять участие во Всероссийском тематическом опросе проекта Роспотребнадзора «Санпросвет»....

Подробнее
Просто – о важном. Представляем короткометражный анимационный сериал, созданный в рамках проекта Роспотребнадзора «Санпросвет»..
14.10.2025
Просто – о важном. Представляем короткометражный анимационный сериал, созданный в рамках проекта Роспотребнадзора «Санпросвет»..

Как доступно рассказать детям и взрослым о важных правилах, которые необходимо знать, чтобы сохранит...

Подробнее
Анонс «горячей линии» по профилактике гриппа и ОРВИ в 2025 году.
22.09.2025
Анонс «горячей линии» по профилактике гриппа и ОРВИ в 2025 году.

Уважаемые потребители!

 

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
Лекторий "САНПРОСВЕТ" второй этап 22 сентября - 3 октября
22.09.2025
Лекторий "САНПРОСВЕТ" второй этап 22 сентября - 3 октября

Полезные знания для здоровья 


Как защитить себя и близких в сезон простуд от гриппа и...

Подробнее
Старт Всероссийской прививочной кампании против гриппа!
04.09.2025
Старт Всероссийской прививочной кампании против гриппа!

4 сентября на X Восточном экономическом форуме Главный государственный врач Российской Федерации Анн...

Подробнее
Стартует новый цикл занятий Школы семейного здоровья в рамках лектория «Санпросвет»
28.08.2025
Стартует новый цикл занятий Школы семейного здоровья в рамках лектория «Санпросвет»

Специалисты ФБУН ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора расскажут об особенностях осеннего сезона. ...

Подробнее
Снова в школу: приглашаем родителей принять участие в опросе проекта «Санпросвет»
25.08.2025
Снова в школу: приглашаем родителей принять участие в опросе проекта «Санпросвет»

Редакция проекта Роспотребнадзора «Санпросвет» подготовила серию тематических опросов. Сегодня представляем...

Подробнее
Стартует новый цикл занятий Школы семейного здоровья в рамках лектория «Санпросвет»
25.08.2025
Стартует новый цикл занятий Школы семейного здоровья в рамках лектория «Санпросвет»

Специалисты ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора расскажут об особенностях осеннего сезона ...

Подробнее
Роспотребнадзор запускает просветительский Лекторий «Санпросвет». Серия мероприятий пройдет с августа по декабрь 2025 года во всех регионах страны
08.08.2025
Роспотребнадзор запускает просветительский Лекторий «Санпросвет». Серия мероприятий пройдет с августа по декабрь 2025 года во всех регионах страны

В Московской области стартовал просветительский Лекторий «Санпросвет», реализуемый в рамках коммуникационной...

Подробнее
Анонс «горячей линии» по вопросам качества и безопасности детских товаров, школьных принадлежностей
04.08.2025
Анонс «горячей линии» по вопросам качества и безопасности детских товаров, школьных принадлежностей

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...

Подробнее
Анонс «горячей линии» по вопросам защиты прав потребителей платных образовательных услуг
04.07.2025
Анонс «горячей линии» по вопросам защиты прав потребителей платных образовательных услуг

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные ...

Подробнее
Анонс «горячей линии» по вопросам защиты прав потребителей туристских услуг
26.05.2025
Анонс «горячей линии» по вопросам защиты прав потребителей туристских услуг

Уважаемые потребители!

 

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
Анонс «горячей линии» по вопросам детского отдыха, качества и безопасности детских товаров
10.05.2025
Анонс «горячей линии» по вопросам детского отдыха, качества и безопасности детских товаров

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты ...

Подробнее
Мероприятия в честь 80-летия Победы в ВОВ
07.05.2025
Мероприятия в честь 80-летия Победы в ВОВ

В честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне сотрудники Управления Роспотребнадзора по ...

Подробнее
График приема образцов в праздничные дни
29.04.2025
График приема образцов в праздничные дни

Объявление

Уважаемые посетители!

Информируем Вас, что в связи с праздничными днями...

Подробнее
Анонс «горячей линии по вопросам профилактики клещевого энцефалита и других инфекций, передающихся клещами
28.04.2025
Анонс «горячей линии по вопросам профилактики клещевого энцефалита и других инфекций, передающихся клещами

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные ...

Подробнее
Марии Тимофеевне Барсученко — 104 года!
08.04.2025
Марии Тимофеевне Барсученко — 104 года!

Сегодня вся Дмитровская земля поздравляет с днём рождения настоящую легенду — Марию Тимофеевну Барсу...

Подробнее
Анонс «горячей линии» в рамках Всемирного дня борьбы с туберкулезом в 2025 году
21.03.2025
Анонс «горячей линии» в рамках Всемирного дня борьбы с туберкулезом в 2025 году

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты Федерального бюджетного учреждения...

Подробнее
Информация о проведении Дня открытых дверей для выпускников образовательных организаций  28 марта 2025 года в Управлении Роспотребнадзора по Московской области
14.03.2025
Информация о проведении Дня открытых дверей для выпускников образовательных организаций 28 марта 2025 года в Управлении Роспотребнадзора по Московской области

По всем вопросам:

Отдел государственной службы и кадров Управления, тел. 8 (498) 684-48-15,...

Подробнее
Анонс «Горячей линии» по Всемирному дню прав потребителей в 2025 году.
10.03.2025
Анонс «Горячей линии» по Всемирному дню прав потребителей в 2025 году.

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...

Подробнее
Здоровое и безопасное питание – для крепкого иммунитета
15.10.2025
Здоровое и безопасное питание – для крепкого иммунитета

Приглашаем вас принять участие во Всероссийском тематическом опросе проекта Роспотребнадзора «Санпросвет»....

Подробнее
Просто – о важном. Представляем короткометражный анимационный сериал, созданный в рамках проекта Роспотребнадзора «Санпросвет»..
14.10.2025
Просто – о важном. Представляем короткометражный анимационный сериал, созданный в рамках проекта Роспотребнадзора «Санпросвет»..

Как доступно рассказать детям и взрослым о важных правилах, которые необходимо знать, чтобы сохранит...

Подробнее
Анонс «горячей линии» по профилактике гриппа и ОРВИ в 2025 году.
22.09.2025
Анонс «горячей линии» по профилактике гриппа и ОРВИ в 2025 году.

Уважаемые потребители!

 

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
Лекторий "САНПРОСВЕТ" второй этап 22 сентября - 3 октября
22.09.2025
Лекторий "САНПРОСВЕТ" второй этап 22 сентября - 3 октября

Полезные знания для здоровья 


Как защитить себя и близких в сезон простуд от гриппа и...

Подробнее
Пользуясь сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies и политикой конфиденциальности
ПринятьНастроитьОтклонить