Правила перевозки пассажиров и багажа автотранспортом (п. 13) гарантируют пассажиру право бесплатного пользования туалетами (в зале ожидания, на автовокзале или автостанции) при наличии билета на перевозку по маршруту, в состав которого включён этот автовокзал, автостанция (Решение Верховного Суда РФ от 9 января 2025 г. № АКПИ24-9290.
Ставропольский автовокзал оспорил законность этой нормы в Верховном Суде РФ, – не отрицая, впрочем, право пассажира "вообще" бесплатно отлучаться в туалет, но указывая, что пассажир утрачивает таковой статус и право бесплатного пользования уборной в момент прибытия в пункт назначения, поскольку согласно ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, после чего правоотношения между ними заканчиваются и пассажир утрачивает право на пользование благами, включенными в стоимость билета.
Именно такого пассажира, добравшегося до Ставрополя, автовокзал не пустил в свой туалет, за что и получил предостережение от Роспотребнадзора.
Верховный Суд РФ отказал автовокзалу в удовлетворении иска:
ГОСТ Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования" разделяет услуги пассажирского автотранспорта на 2 группы – услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа и услуги, не связанные с перемещением, но имеющие непосредственное отношение к перевозке,
Минимальные требования к оборудованию автовокзалов и автостанций, утв. приказом Минтранса РФ от 2 октября 2020 г. № 406, устанавливают, что в целях оказания услуг пассажирам и водителям на территории автовокзала / автостанции размещается туалет;
таким образом, деятельность автовокзала связана с предоставлением комплекса услуг пассажирам, куда входит пользование санитарно-гигиеническими услугами;
системная связь приведённых положений позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство не ставит право бесплатного пользования туалетами, размещёнными в зданиях автовокзалов, автостанций в зависимость от покупки билета у конкретного перевозчика, самого факта отправления пассажира и возможных остановок в транзитных пунктах по пути следования пассажира. Правом бесплатного посещения туалетов, размещённых в зданиях и на территории автовокзалов, автостанций, обладает любой пассажир при наличии действительного проездного билета по маршруту регулярных перевозок;
вопреки неверной позиции административного истца статус пассажира, наделённого правом бесплатного пользования туалетом, не прекращается по завершении договора перевозки с момента высадки его из салона автобуса в пункте прибытия (назначения), поскольку приведённые нормативные особенности перевозки физических лиц связаны в том числе с правами потребителя услуг, оказываемых как самим перевозчиком, так и на объектах транспортной инфраструктуры;
оспариваемая норма также отвечает цели обеспечения граждан возможностью удовлетворения неотложных жизненных потребностей, которые могли возникнуть в том числе в период нахождения в автобусе до его остановки в пункте назначения, то есть в той части пребывания в статусе пассажира, который не оспаривается истцом;
если потребность гражданина посетить туалет возникает при указанных обстоятельствах, то это влечёт возникновение разумного ожидания гарантированно воспользоваться санитарно-гигиеническими услугами автовокзала, которые оказываются в соответствии с приведёнными ранее нормативными положениями, а также в развитие Руководства по обеспечению санитарии и охраны здоровья населения ВОЗ (Женева, 2019 г.), требований ст. 24 Закона о санэпидблагополучии и положений санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг";
наконец, согласно правовой позиции КС РФ, регулируя и защищая право частной собственности и право на занятие предпринимательской деятельностью, законодатель обязан проявлять заботу обо всех участниках рыночных отношений и устанавливать такие условия осуществления предпринимательской деятельности, которые будут направлены на согласование частной экономической инициативы с интересами соответствующих потребителей и общества в целом, включая потребности в предоставлении публично значимых услуг должного объёма и качества (постановления от 30 марта 2016 г.№ 9-П, от 16 июля 2018 г. № 32-П).
Возврат к списку
Раздел не найден.
4 сентября на X Восточном экономическом форуме Главный государственный врач Российской Федерации Анн...
Специалисты ФБУН ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора расскажут об особенностях осеннего сезона. ...
Редакция проекта Роспотребнадзора «Санпросвет» подготовила серию тематических опросов. Сегодня представляем...
Специалисты ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора расскажут об особенностях осеннего сезона ...
В Московской области стартовал просветительский Лекторий «Санпросвет», реализуемый в рамках коммуникационной...
Уважаемые потребители!
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные ...
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...
В честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне сотрудники Управления Роспотребнадзора по ...
Объявление
Уважаемые посетители!
Информируем Вас, что в связи с праздничными днями...
Сегодня вся Дмитровская земля поздравляет с днём рождения настоящую легенду — Марию Тимофеевну Барсу...
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты Федерального бюджетного учреждения...
По всем вопросам:
Отдел государственной службы и кадров Управления, тел. 8 (498) 684-48-15,...
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты Федерального бюджетного учрежд...
В связи с окончанием календарного года, испытательный...
Стартовал Всероссийский экологический диктант - ежегодный проект повышения уровня экологической ...