Гражданин, намеренный пройти "экспресс-медосвидетельствование" у психиатра для устройства на работу на вакансию "водитель" (платная медуслуга, оказывается в государственной психиатрической больницей) обратился с этой целью в больницу и начал ждать приема у психиатра. Прием был назначен на 14.30, однако психиатр появился на рабочем месте лишь в 15.10, затем принял нескольких других пациентов. В итоге будущий водитель попал в кабинет лишь в 16.10. На почве длительного ожидания у него с врачом произошел конфликт, причем врач отказалась предоставлять указанную медуслугу, предложив пациенту обратиться в иное медицинское учреждение, так как считает его "психическим ненормальным"(Определение Четвертого КСОЮ от 24 января 2025 г. по делу № 8Г-38709/2024).
Рассерженный пациент потребовал от психиатрической больницы выплатить ему неустойку, денежную компенсацию за причиненный моральный вред, причиненный ему неправомерными действиями врача-психиатра и необоснованным отказом в предоставлении медицинской услуги, а также штраф. Однако в судах двух первых инстанций поддержки не нашел:
договор о платных медицинских услугах на момент конфликта еще не был оформлен, деньги не были уплачены, ИДС не было подписано,
кроме того, отказа в получении платной медицинской услуги также не было, была лишь высказана рекомендация обратиться в лечебное учреждение по иному адресу,
а опоздание врача-психиатра было вызвано объективными причинами – из-за осмотра по месту жительства одного из пациентов, находящегося на диспансерном наблюдении, и большим количеством пациентов, которым требовалась медицинская помощь в рамках оказания бесплатной медицинской помощи.
Но суд округа состоявшиеся акты отменил и направил дело на новое рассмотрение:
в соответствии с ч. 8 ст. 84 Закона об основах охраны здоровья к отношениям, связанным с оказанием платных медуслуг, применяются положения Закона о защите прав потребителей;
в силу ст. 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах), обязанность исполнителя своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, предусмотрена также ст. 10 Закона о защите прав потребителей;
в соответствии со ст. 11 Закона о защите прав потребителей режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей устанавливается ими самостоятельно (пункт 2), режим работы продавца (исполнителя) доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному (пункт 3). Кроме того, абзацем 2 п. 16 Правил предоставления платных медуслуг № 736 установлено, что в случае временного приостановления деятельности медорганизации для проведения санитарных, ремонтных и иных мероприятий исполнитель обязан информировать потребителей путем размещения информации на сайте либо в иной доступной форме о дате приостановления деятельности и времени, в течение которого деятельность медицинской организации будет приостановлена. В соответствии с подп. "г" п. 17 Правил № 736 помимо информации, предусмотренной пунктами 12 – 16 Правил, исполнитель обязан довести до сведения потребителя и (или) заказчика информацию о сроках ожидания предоставления платных медицинских услуг;
между тем, в ходе рассмотрения дела ответчиком не оспаривался факт задержки приема пациентов, однако медорганизация не доводила до истца информацию о сроках ожидания предоставления платной медицинской услуги, в связи задержкой приема врача-психиатра. Таким образом, ответчиком было нарушено право истца как потребителя на получение полной информации о предоставляемой услуге и режиме работы;
при этом согласно ст. 12 Закона о защите прав потребителей, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков;
что касается доводов о незаключенности договора об оказании платных медуслуг, то поскольку таковой договор является публичным, то отказ медорганизации от его заключения при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается;
ссылки суда первой инстанции на то, что истцу не было отказано в оказании платной медицинской услуги, а лишь рекомендовано обратиться в лечебное учреждение по иному адресу, противоречат установленным по делу обстоятельствам и приведенной в возражениях на иск позиции ответчика, согласно которой направление истца в иное психиатрическое учреждение для получения платной медицинской услуги было обусловлено необходимостью обеспечения объективности при оценке состояния психического здоровья в условиях конфликта и обеспечение оказания ожидающим прием пациентов, которым необходимо было оказание помощи в рамках ПГГ.
Возврат к списку
Раздел не найден.
Вы немного старше 60 лет? Тогда присоединяйтесь к лекторию «Санпросвет», который пройдет с 20 по 31 ...
Уважаемые потребители!
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...
Приглашаем вас принять участие во Всероссийском тематическом опросе проекта Роспотребнадзора «Санпросвет»....
Как доступно рассказать детям и взрослым о важных правилах, которые необходимо знать, чтобы сохранит...
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...
Полезные знания для здоровья
4 сентября на X Восточном экономическом форуме Главный государственный врач Российской Федерации Анн...
Специалисты ФБУН ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора расскажут об особенностях осеннего сезона. ...
Редакция проекта Роспотребнадзора «Санпросвет» подготовила серию тематических опросов. Сегодня представляем...
Специалисты ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора расскажут об особенностях осеннего сезона ...
В Московской области стартовал просветительский Лекторий «Санпросвет», реализуемый в рамках коммуникационной...
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные ...
В честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне сотрудники Управления Роспотребнадзора по ...
Объявление
Уважаемые посетители!
Информируем Вас, что в связи с праздничными днями...
Сегодня вся Дмитровская земля поздравляет с днём рождения настоящую легенду — Марию Тимофеевну Барсу...
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты Федерального бюджетного учреждения...