ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» публикует ответы на вопросы, поступившие на «горячую линию» в ноябре
1. ВОПРОС: Какие непродовольственные товары нельзя обменять?
ОТВЕТ: Обмену не подлежат непродовольственные товары надлежащего качества, включенные в отдельный Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463. В частности: лекарственные препараты; предметы личной гигиены; парфюмерно-косметические товары; текстильные товары, кабельная продукция, строительные и отделочные материалы и другие товары, цена которых определяется за единицу длины; швейные и трикотажные изделия; изделия и материалы, изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами (посуда, столовые и кухонные принадлежности, включая одноразовые); товары бытовой химии; мебельные гарнитуры бытового назначения; ювелирные и другие изделия из драгметаллов; автомобили и мотовелотовары, прицепы к ним, номерные агрегаты; технически сложные товары бытового назначения с гарантийными сроками не менее года; гражданское оружие, патроны к нему; животные и растения; непериодические издания и т. п.
2. ВОПРОС: Кто должен оплачивать возврат товара с недостатками?
ОТВЕТ: Если продавец требует от покупателя вернуть товар с недостатками, то возврат должен быть осуществлен за счет продавца (абз. 6 п. 1 ст. 18 Закона № 2300-I). Кроме того, доставка крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены или возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного ИП, импортера) – в случае осуществления доставки или возврата потребителем продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный ИП, импортер) обязан возместить ему соответствующие расходы (п. 7 ст. 18 Закона № 2300-I).
3. ВОПРОС: В целях подготовки ребенка к школе я вожу его на занятия в частный детский образовательный центр на платной основе. Вчера администрация данного центра мне сообщила, что со следующего месяца стоимость платных образовательных услуг будет увеличена с учетом уровня инфляции. Законны ли данные действия?
ОТВЕТ: Действия администрации детского центра правомерны.
В соответствии с п.9 Правил оказания платных образовательных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 15.09.2020г. №1441, увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
4. ВОПРОС: Мне должно было прийти по почте судебное решение. Однако я уехал в командировку на месяц. По приезду нашел извещение, поехал на почту за получением. Однако на почте мне сказали, что срок хранения 7 дней, и решение отправлено обратно в суд. Разве не 30 дней хранится корреспонденция на почте?
ОТВЕТ: В соответствии с п.34 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 17 апреля 2023 г. N 382, письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 календарных дней, иные почтовые отправления – в течение 15 календарных дней, если оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи не определено иное.
Однако почтовые отправления федеральных судов и мировых судей субъектов Российской Федерации, содержащих вложения в виде судебных извещений (судебных повесток), копий судебных актов (в том числе определений, решений, постановлений судов), судебных дел (материалов), исполнительных документов) (далее – почтовые отправления разряда “судебное”), а также почтовые отправления, направляемые в ходе производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащих вложения в виде извещений (повесток), копий актов (в том числе определений, решений, постановлений по делам об административных правонарушениях), дел (материалов) об административных правонарушениях, исполнительных документов (далее – почтовые отправления разряда “административное”) при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 календарных дней.
5. ВОПРОС: Обязан ли продавец передать покупателю принадлежности и документы от купленного товара?
ОТВЕТ: Да, он должен сделать это одновременно с передачей купленной вещи, если иное не предусмотрено договором купли-продажи (п. 2 ст. 456 ГК РФ). Если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать, даже в установленный покупателем разумный срок для их передачи, то покупатель вправе отказаться от товара, если иное не предусмотрено договором (ст. 464 ГК РФ).
6. ВОПРОС: Могут ли юрлица и ИП быть потребителями?
ОТВЕТ: Нет, потребителями не могут быть юридические лица и ИП, приобретающие товары (работы, услуги) для своих нужд (абз. 3 Преамбулы к Закону № 2300-I, п. 1 ст. 1212 ГК РФ).
7. ВОПРОС: Должен ли продавец уведомлять покупателя о том, что интересующий его товар был в употреблении?
ОТВЕТ: Да, если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом (абз. 14 п. 2 ст. 10 Закона № 2300-I).
8. ВОПРОС: Купил автомобиль в кредит, мне были навязаны дополнительные услуги брокерской фирмы – независимая гарантия для оплаты задолженности по кредиту, в случае если я не смогу его выплачивать. Могу ли я отказаться от данных услуг?
ОТВЕТ: В соответствии со ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе в любое время отказаться от дополнительных услуг, оплатив исполнителю фактически понесенные расходы.
В силу п. 2 ст. 7 Закона о потребительском кредите (займе) если при предоставлении потребительского кредита (займа) заемщику за отдельную плату предлагаются дополнительные услуги, оказываемые кредитором и (или) третьими лицами, включая страхование жизни и (или) здоровья заемщика в пользу кредитора, а также иного страхового интереса заемщика, должно быть оформлено заявление о предоставлении потребительского кредита (займа) по установленной кредитором форме, содержащее согласие заемщика на оказание ему таких услуг, в том числе на заключение иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа). Кредитор в таком заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа) обязан указать стоимость предлагаемой за отдельную плату дополнительной услуги кредитора и должен обеспечить возможность заемщику согласиться или отказаться от оказания ему за отдельную плату такой дополнительной услуги, в том числе посредством заключения иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа).
Так как автомобиль приобретен за счет кредитных средств, необходимо внимательно изучить кредитный договор. В случае, если размер процентной ставки по нему зависит от заключения потребителем дополнительных договоров на оказание услуг, при отказе от таких услуг Банк вправе увеличить данную ставку. Такое положение кредитного договора будет является недискриминационным при условии, что до заключения кредитного договора Банк предоставил потребителю необходимую информацию об услугах, право выбора - заключить кредитный договор с дополнительными услугами либо без них, а также выбрать организацию, которая будет оказывать дополнительные услуги.
9. ВОПРОС: Оформлен заказ в интернет-магазине, срок доставки товара прошел, магазин его неоднократно переносил, ссылаясь на то, что доставка происходит из иностранного государства. Какие требования может предъявить потребитель?
ОТВЕТ: Закон РФ «О защите прав потребителей» содержит положения об ответственности продавца за нарушение сроков передачи предварительно оплаченного товара. В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:
передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.
В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара (п.3 ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
10. ВОПРОС: Можно ли съесть товар в магазине до его оплаты?
ОТВЕТ: По данному вопросу существуют две точки зрения.
С одной стороны, пока товар не оплачен, договор купли-продажи покупателем не исполнен, и товар все еще находится в собственности продавца. Таким образом, когда покупатель пробует еду или пьет воду до оплаты, он фактически умышлено причиняет ущерб имуществу продавца и должен возместить этот ущерб, оплатив стоимость товара. При этом какие-либо неблагоприятные последствия в виде уплаты штрафов и т.п. действующим законодательством не установлены.
С другой стороны, гражданское законодательство не предусматривает обязанности потребителя оплатить товар до его получения.
Забирая товар с полки магазина, потребитель принимает предложение о приобретении товаров, тем самым заключая договор купли-продажи, который позволяет покупателю не только получить товар, но и употребить его. Принятие товара порождает возникновение у потребителя обязанности оплатить покупку.
Неисполнение этой обязанности может повлечь административную ответственность, предусмотренную ст. 7.27 КоАП РФ (мелкое хищение).
Несмотря на отсутствие прямого законодательного запрета, все же не рекомендуется употреблять товары в магазине до их оплаты.
А если покупатель употребил товар до оплаты, необходимо сохранить упаковку и заплатить за него до выхода из магазина.
Для получения консультаций и оказания правовой помощи при нарушении потребительских прав граждан потребители могут обращаться в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» расположенный по адресу: г. Мытищи, ул. Семашко, д. 2, каб.25, предварительно согласовать время консультации по телефону: 8 (495)582-93-03
Возврат к списку
Раздел не найден.
Уважаемые посетители!
В связи с окончанием календарного года, испытательный лабораторный...
Уважаемые потребители!
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...
Приглашаем вас стать участниками Всероссийского тематического опроса, организованного проектом Роспо...
Школа семейного здоровья в рамках «Лектория Санпросвет» 02 декабря, 11:00 (мск)
С 24 ноября по 5 декабря пройдет четвертый этап лектория «Санпросвет».
...
Школа семейного здоровья в рамках «Лектория Санпросвет» 13 ноября, 12:00 (мск)
Вы немного старше 60 лет? Тогда присоединяйтесь к лекторию «Санпросвет», который пройдет с 20 по 31 ...
Приглашаем вас принять участие во Всероссийском тематическом опросе проекта Роспотребнадзора «Санпросвет»....
Как доступно рассказать детям и взрослым о важных правилах, которые необходимо знать, чтобы сохранит...
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...
Полезные знания для здоровья
4 сентября на X Восточном экономическом форуме Главный государственный врач Российской Федерации Анн...
Специалисты ФБУН ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора расскажут об особенностях осеннего сезона. ...
Редакция проекта Роспотребнадзора «Санпросвет» подготовила серию тематических опросов. Сегодня представляем...
Специалисты ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора расскажут об особенностях осеннего сезона ...
В Московской области стартовал просветительский Лекторий «Санпросвет», реализуемый в рамках коммуникационной...