Московская область, город Мытищи, улица Семашко, дом 2. Тел. 8 (495) 586-12-11

Инфотека

10.12.2022

Что делать, если купил некачественную вещь на маркетплейсе

Пошаговая инструкция

Инструкция подготовлена Роспотребнадзором  на основе положений Закона «О защите прав потребителей» (далее – Закон)

1. На маркетплейсах (Wildberries, OZON, Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет и др.) продают свои товары самостоятельные хозяйствующие субъекты. Сами площадки также могут выступать продавцами. Признаки маркетплейса указаны в преамбуле Закона.

2. За качество товара отвечает изготовитель. Но по российскому законодательству свои претензии можно предъявить также продавцу. Каждый продавец это знает и поэтому должен рассматривать претензии потребителей по качеству реализуемых им товаров (статьи 18 и 19 Закона).

3. Сам маркетплейс, если он не значится продавцом товара, не должен принимать и рассматривать претензии по качеству. Такое решение принимает продавец самостоятельно (но площадка может выступать посредником при передаче такого рода претензий и ответов на них). Обязанности маркетплейса указаны в пунктах 2.1, 2.2, 2.3 статьи 12 Закона.

4. Маркетплейс обязан при покупке товаров раскрыть информацию о том, кто является продавцом (пункт 1.2 статьи 9 Закона) с указанием на наименование и отдельные идентифицирующие реквизиты (например по ОГРН/ОГРНИП всегда можно найти дополнительную информацию в электронном сервисе ФНС). Эта информация может быть в карточке товара, в сведениях о заказе, в электронном чеке.

5. Чтобы избежать покупки проблемного товара, рекомендуем в момент формирования заказа, ознакомиться с описанием товара и его характеристиками, с отзывами, видео и фотографиями покупателей, задать продавцу вопрос для уточнения деталей по конкретному товару (прямо в карточке товара). Более того, на некоторых маркетплейсах можно посмотреть рейтинг продавца, который отражает надежность продавца и качество его товаров.

6.   Многие маркетплейсы реализовали систему доставки таким образом, что перед приобретением товара у потребителя есть возможность осмотреть и проверить товар на наличие брака. Если при осмотре приобретаемой вещи перед покупкой были обнаружены дефекты, то у потребителя есть право отказаться от покупки позиции, и, в случае предоплаты, потребовать возврат денежных средств.

7. Если недостаток был обнаружен после приобретения, потребителю рекомендуется ознакомиться с условиями возврата товара, прописанными на сайтах маркетплейсов. Например, на некоторых площадках необходимо заполнить заявку в «личном кабинете», приложив при этом фото и видео товара с дефектом. Если дефект хорошо виден на фото и видео, шансы на возврат денег за бракованный товар выше.

8. При обнаружении недостатка в товаре действует простое правило – с претензией к продавцу (через маркетплейс) можно обратиться в течение гарантийного срока (срока годности), срока службы (а если они не установлены в разумный срок, но в пределах двух лет). См. пункт 1 статьи 19 Закона. Экспертизу можно провести как самостоятельно, так и силами маркетплейса. При подтверждении брака в результате экспертизы маркетплейс возмещает полную стоимость товара и дополнительные расходы на проведение экспертизы в случае, если она проводилась силами потребителя.

9.    Если гарантийный срок менее 2 лет, то это не препятствует заявлению претензии. В этих случаях потребитель сам должен доказать, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (т.е. провести экспертизу, которая покажет, что недостаток – это производственный брак). См. пункт 5 статьи 19 Закона, пункт 6 статьи 18 Закона.

10. В течение гарантийного срока (о нем продавец должен сообщить при продаже товара) потребителю не нужно проводить экспертизы за свой счет (пункт 6 статьи 18 Закона). Достаточно обратиться к продавцу с претензией, указать на выявленные недостатки и заявить одно из требований:

· потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

· потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

·  потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

· потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

·         отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

11. После заявления претензии по качеству продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара (пункт 5 статьи 18 Закона). Если при дистанционной продаже продавец не может оперативно принять товар (через пункт выдачи заказов), то отказывая потребителю он будет нести ответственность за нарушение прав потребителей. При обращении в суд необходимо заявить, что продавец нарушил указанную обязанность и отказал необоснованно.

12. Если возникает спор о причинах возникновения недостатка (продавец не может безосновательно утверждать, что потребитель сам сломал вещь или пользовался ей с нарушением правил эксплуатации), то проводится экспертиза за счет продавца (если потребитель не прав, то с него могут быть взысканы расходы на экспертизу, поэтому не следует злоупотреблять своим правом, если нарушены правила эксплуатации). Эти правила указаны в пункте 5 статьи 18 Закона.

13. Требование о возврате денег рассматривается в течение 10 дней. Передайте товар для проверки качества, если этого требует продавец. Сроки устранения недостатков должны быть минимальные, они согласовываются сторонами и не могут быть более 45 дней. Замена товара должна произойти за 7 дней (а если нужна проверка качества, то закон позволяет это делать в течение 20 дней). См. статьи 20-22 Закона.

14. За нарушение сроков удовлетворения требований потребителя установлена неустойка – 1% от стоимости товара в день (статья 23 Закона).

15. Большинство споров рассматривается и удовлетворяется в добровольном порядке. Если вам отказано в удовлетворении требования, возможно, это произошло по ошибке персонала маркетплейса или продавца. Заявите требование повторено со ссылками на законы и нашу памятку.

Wildberries

Повторно свои требования можно заявить заполнив форму обратной связи в Личном Кабинете маркетплейса, или обратившись к сотруднику клиентской поддержки в официальном мессенджере маркетплейса, или написав на электронную почту, которая размещена в разделе «Контакты» (например, на сайте Wildberries https://www.wildberries.ru/services/kontakty).

Яндекс Маркет

Правила площадки предусматривают дополнительно две стадии обжалования решения по спору. С не решенным в пользу потребителя вопросом можно обратиться к арбитру (если долго нет ответа или есть вопросы по принятому решению, то у покупателя появляется новая кнопка в интерфейсе – «пожаловаться арбитру»), а его решение можно обжаловать в апелляции. Подробнее см. пункт 8.4 Правил (https://yandex.ru/legal/market_termsofuse/).

OZON

На маркетплейсе OZON также есть возможность пересмотреть решение, которое принял продавец товара. Спор можно открыть в течение 5 календарных дней с момента отказа продавца. Специалисты OZON рассмотрят заявку и вынесут окончательное решение в течение 3 календарных дней: подлежит товар возврату или нет. Подробные инструкции можно посмотреть здесь.

О нарушении прав потребителей вы можете сообщить в территориальные органы Роспотребнадзора. Обратите внимание, что для возврата денег, если этого не произойдет в результате рассмотрения жалобы, необходимо обращаться в суд. Мы принимаем все необходимые профилактические меры, разъясняем права и обязанности, помогаем найти решение, но если продавец уверен в своей правоте и отказывает в удовлетворении требований потребителя, то необходимо рассмотреть вариант обращения в суд с иском.

Возврат к списку

Раздел не найден.

"Горячая линия" по вакцинопрофилактике
12.04.2024
"Горячая линия" по вакцинопрофилактике

Уважаемые жители Подмосковья!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
«Горячая линия» по вопросам организации питания в общеобразовательных организациях
30.03.2024
«Горячая линия» по вопросам организации питания в общеобразовательных организациях

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что специалисты Центрального аппарата совместно с ...

Подробнее
О проведении "Горячей линии" в рамках Всемирного дня борьбы с туберкулезом в 2024 году.
22.03.2024
О проведении "Горячей линии" в рамках Всемирного дня борьбы с туберкулезом в 2024 году.

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...

Подробнее
Горячая линия ко Всемирному дню прав потребителей
15.03.2024
Горячая линия ко Всемирному дню прав потребителей

Уважаемые потребители!

 

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
О проведении «горячей линии» по актуальным вопросам защиты прав потребителей в судебном порядке
07.03.2024
О проведении «горячей линии» по актуальным вопросам защиты прав потребителей в судебном порядке

Уважаемые потребители!

 

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
Заседание расширенной Коллегии 1 марта 2024 года
01.03.2024
Заседание расширенной Коллегии 1 марта 2024 года

1 марта 2024 года состоялось заседание расширенной коллегии в Управлении Роспотребнадзора по Московской...

Подробнее
Соревнования по лыжным гонкам «Трудовая лыжня»
29.01.2024
Соревнования по лыжным гонкам «Трудовая лыжня»

В соревнованиях по лыжным гонкам «Трудовая лыжня», посвященных 80-й годовщине снятия блокады Ленинграда,...

Подробнее
Торжественное мероприятие, посвященное 150-летию санитарно-эпидемиологической службы Московской области
08.12.2023
Торжественное мероприятие, посвященное 150-летию санитарно-эпидемиологической службы Московской области

7 декабря состоялось праздничное мероприятие, посвященное 150-летнему юбилею санитарно-эпидемиологической...

Подробнее
График приема образцов в декабре 2023 года
05.12.2023
График приема образцов в декабре 2023 года

Уважаемые посетители!

В связи с окончанием календарного года, испытательный...

Подробнее
"Горячая линия" по вопросам качества и безопасности детских товаров, выбору новогодних подарков
04.12.2023
"Горячая линия" по вопросам качества и безопасности детских товаров, выбору новогодних подарков

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные ...

Подробнее
«Горячая линия» по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции
23.11.2023
«Горячая линия» по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции

Уважаемые потребители!

 

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
Торжественное открытие мемориальной доски в память о Коваленко Э.Б.
17.11.2023
Торжественное открытие мемориальной доски в память о Коваленко Э.Б.

В честь 150-летия санитарно-эпидемиологической службы Московской области, 16 ноября 2023 года состоялось...

Подробнее
"Горячая линия" по услугам такси и каршеринга
13.11.2023
"Горячая линия" по услугам такси и каршеринга

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...

Подробнее
«Горячая линия»  по профилактике гриппа и ОРВИ
02.10.2023
«Горячая линия» по профилактике гриппа и ОРВИ

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...

Подробнее
Итоги проведения Спартакиады в честь первого празднования Дня федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и в честь 150-летия санэпидслужбы Московской области.
20.09.2023
Итоги проведения Спартакиады в честь первого празднования Дня федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и в честь 150-летия санэпидслужбы Московской области.

15 сентября 2023 года состоялась торжественная часть награждения победителей Спартакиады в честь...

Подробнее
В честь сотрудников санитарно-эпидемиологической службы открыли мемориал на территории Центра гигиены им.Эрисмана Роспотребнадзора
18.09.2023
В честь сотрудников санитарно-эпидемиологической службы открыли мемориал на территории Центра гигиены им.Эрисмана Роспотребнадзора

16 сентября в честь сотрудников санитарно-эпидемиологической службы и в рамках празднования ...

Подробнее
«Горячая линия» по вопросам организации питания в школах
14.09.2023
«Горячая линия» по вопросам организации питания в школах

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...

Подробнее
13 сентября 2023 года стартовала Спартакиада
14.09.2023
13 сентября 2023 года стартовала Спартакиада

13 сентября 2023 года стартовала Спартакиада в честь первого празднования Дня федерального государственного...

Подробнее
15 сентября Роспотребнадзор отметит 101 год создания санитарной службы России
12.09.2023
15 сентября Роспотребнадзор отметит 101 год создания санитарной службы России

Уважаемые коллеги!

Примите искренние поздравления с вашим профессиональным праздником ...

Подробнее
50 лет на страже здоровья населения Московской области
24.08.2023
50 лет на страже здоровья населения Московской области

Касьянов Владимир Ильич - заслуженный врач Российской Федерации и почетный работник санитарной службы...

Подробнее
"Горячая линия" по вакцинопрофилактике
12.04.2024
"Горячая линия" по вакцинопрофилактике

Уважаемые жители Подмосковья!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
«Горячая линия» по вопросам организации питания в общеобразовательных организациях
30.03.2024
«Горячая линия» по вопросам организации питания в общеобразовательных организациях

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что специалисты Центрального аппарата совместно с ...

Подробнее
О проведении "Горячей линии" в рамках Всемирного дня борьбы с туберкулезом в 2024 году.
22.03.2024
О проведении "Горячей линии" в рамках Всемирного дня борьбы с туберкулезом в 2024 году.

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...

Подробнее
Горячая линия ко Всемирному дню прав потребителей
15.03.2024
Горячая линия ко Всемирному дню прав потребителей

Уважаемые потребители!

 

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее