Антиалкогольная кампания М.С. Горбачева и её последствия
Очередной «сухой закон» в России планировали вводить еще в начале 80-х годов. Но антиалкогольная кампания откладывалась из-за череды восхождений на престол и скоропостижных кончин руководителей Страны Советов. Главными инициаторами табу стали М.С. Соломенцев и Е.К. Лигачев. Они также как и Ю.В. Андропов были уверены в том, что причинами экономического застоя является растущий массовый алкоголизм народа. Именно в пьянстве руководители высшего эшелона власти углядели всеобщее падение нравственных, моральных ценностей и халатность в работе.
Антиалкогольная кампания 1985 года была инициирована Михаилом Сергеевичем Горбачевым.
К тому времени потребление алкоголя в СССР достигло угражающих масштабов (10.5 литров на человека в год, не считая подпольного производства самогона).
Для борьбы с пьянством были предложены следующие меры:
1. Сокращение количества магазинов, продающих алкоголь.
2. Продажа алкгогля осуществлялась только с 14-00 до 19-00.
3. Повышение цен на водку в 2-3 раза (самая дешевая водка стоила 9.4 рубля).
4. Полный запрет на реализацию водочных изделий во всех предприятиях общественного питания, за исключением ресторанов.
5. Запрет на распитие алкогольных напитков в общественных местах (парках, скверах, поездах).
6. Недопущение торговли спиртными напитками вблизи учебных заведений всех типов, больниц, здравниц, промышленных объектов и мест отдыха.
7. Борьба с распитием спиртного на работе, банкетах, свадьбах и т.п.
8. Запрет на рекламу вино-водочных изделий. Это коснулось также телевидения, радио, театра и кино.
9. Пропаганда здорового образа жизни.
Это стало началом «сухого закона» М.С. Горбачева, который имел поистине гигантские масштабы. Ради борьбы с всеобщим народным пьянством государство даже резко снизило собственные доходы от реализации алкогольсодержащих напитков.
Правительство планировало постепенное сокращение выпуска алкогольсодержащих напитков, а в 1988 прекратить полностью производство вин. Руководящим членам коммунистической партии и начальникам предприятий строго запрещалось употреблять спиртное вплоть до исключения их из Компартии.
В кампанию были вовлечены профсоюзные органы, образовательные учреждения, общественные организации и пр. В целом кампания имела, как положительные, так и отрицательные последствия.
Реализация заявленных мер привела к увеличению ожидаемой продолжительности жизни (на 2,6 года у мужчин), снижению смертности (на 189 тысяч человек в год), росту рождаемости (на 10%), снижению уровня преступности и несчастных случаев на производстве, автомобильных аварий, связанных с пьянством. Повысилась трудовая дисциплина, резко сократились прогулы. Возросло благосостояние людей. В то время банки констатировали резкое увеличение денежных вкладов населения (на 40 миллионов рублей больше, чем за предыдущий период).
К отрицательным последствиям следует отнести массовую вырубку виноградников в России, на Украине, в Молдавии и др. (только в Молдавии было уничтожено 80 тысяч гектаров виноградников из 210 тысяч). Безвозвратную утерю уникальных винных сортов винограда, забвение старинных традиций производства эксклюзивных коллекционных вин. Выросло подпольное производство алкоголя, теневая экономика и коррупция в целом. Возник новый класс алкоголиков - люди, страдающие токсикоманией. Потеряв привычную дозу алкоголя, зависимое от него население переключилось на другой кайф. В основном нюхали химические реагенты. По подтвержденным медицинским данным, страдающие от токсикомании люди, деградируют гораздо быстрее, чем алкоголики. Возросло количество случаев отравления суррогатами алкоголя со смертельным исходом.
Увеличился дефицит сахара из-за разрастающегося самогоноварения. Были введены талоны на сахар. Но народ быстро перешел на аптечные настойки, антифризы, духи и одеколоны.
Из-за закрытия многочисленных предприятий, выпускавших ликероводочную продукцию, огромное количество людей потеряло работу. Возрос уровень контрабандного потребления спиртного.
Стала бурно развиваться организованная преступность.
С пьянством в то время боролись нещадно и азартно. Распространялись в огромном количестве брошюры и листовки о вреде алкоголя, из кинофильмов вырезались сцены потребления спиртного. А народ потихоньку деградировал.
Резко упали доходы бюджета. С 60 миллиардов рублей дохода от пищевой промышленности в 1985 году поступления в бюджет уменьшились до 38 миллиардов рублей в 1986 году и 25 миллиардов рублей в 1987 году. На фоне снижения цен на нефть и роста общих экономических проблем это привело к страшному дефициту бюджета.
У Горбачевской антиалкогольной кампании было много противников. После проведенных полномасштабных исследований специалисты привели массу доводов, которые поставили под сомнение все положительные стороны «сухого закона». Звучат они следующим образом:
◙ Статистические данные не отражают реального положения дел («Горбачевский» указ вызвал в стране искусственный дефицит алкоголя. Народ сумел его восполнить путем самогоноварения, которое производилось в каждой третьей семье. Количественные данные о произведенном самогоне не входили в статистические данные);
◙ Увеличение рождаемости не было связано на самом деле с «сухим законом» (Фактически к повышению количества рожениц привела вера в ближайшее будущее, в новую жизнь, которую обещала перестройка. У людей в то время просто был эмоциональный подъем и уверенность в том, что жизнь вот-вот улучшится);
◙ Статистика приводит не все цифры (Говоря об уменьшении количества алкоголиков, статистика ничего не говорит о токсикоманах, число которых резко увеличилось. Многие плавно перебрались от дифицитного спитрного к более доступным и гораздо опасным препаратам);
◙ Уменьшение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний (это показатель действительно снизился, но возрос другой - смерть от использования токсических веществ, наркотиков).
Большинство протвников антиалкогольной кампании говорили, что Горбачев отучил людей не от пьянства, а от употребления хорошего и качественного спиртного, пересадив всю страну на суррогат и токикоманию.
Анекдоты тех времен
Сталин и соратники стоят на трибуне Мавзолея, принимают парад.Холодно. Сталин распорядился принести бутылку коньяка. Прибегают пионеры с цветами, и один говорит:
-Пить вредно, товарищ Сталин!
-Ты кто такой?
-Это Миша Горбачев из третьего «А», -объясняет пионерка.
-Ладно тебе, Рая-смущается пионер.
***
- Телеграмма из Сибири в ЦК. «Срочно пришлите водку. Народ протрезвел и спрашивает, куда дели царя-батюшку?...»
-Боец Сухов идет по пустыне и видит: Егор Лигачев и Михаил Горбачев по уши закопаны в песок с засохшими губами просят:
-Пить….
-Сухов смотрит на часы:
-Вот беда -только после двух часов!
Рост недовольства программой и экономический кризис в СССР привели к ее сворачиванию.
СССР в то время прочно сидел на импортозамещении, из-за неуклонного падения курса нефти золотой запас государства буквально испарялся на глазах. Поэтому в 1988-1989 годах противники антиалкогольной кампании под руководством Н.И. Рыжкова смогли «надавить» на Горбачева, и вскоре страна вновь заполнилась спиртными напитками.
В начале 90-х потребление алкоголя в России на душу насления превысило уровень 1984 года и 1994 году составило 11.4 литра.
По материалам http://cgon.rospotrebnadzor.ru/
Возврат к списку
Раздел не найден.
Приглашаем вас принять участие во Всероссийском тематическом опросе проекта Роспотребнадзора «Санпросвет»....
Как доступно рассказать детям и взрослым о важных правилах, которые необходимо знать, чтобы сохранит...
Уважаемые потребители!
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...
Полезные знания для здоровья
4 сентября на X Восточном экономическом форуме Главный государственный врач Российской Федерации Анн...
Специалисты ФБУН ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора расскажут об особенностях осеннего сезона. ...
Редакция проекта Роспотребнадзора «Санпросвет» подготовила серию тематических опросов. Сегодня представляем...
Специалисты ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора расскажут об особенностях осеннего сезона ...
В Московской области стартовал просветительский Лекторий «Санпросвет», реализуемый в рамках коммуникационной...
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные ...
В честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне сотрудники Управления Роспотребнадзора по ...
Объявление
Уважаемые посетители!
Информируем Вас, что в связи с праздничными днями...
Сегодня вся Дмитровская земля поздравляет с днём рождения настоящую легенду — Марию Тимофеевну Барсу...
Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты Федерального бюджетного учреждения...
По всем вопросам:
Отдел государственной службы и кадров Управления, тел. 8 (498) 684-48-15,...