Московская область, город Мытищи, улица Семашко, дом 2. Тел. 8 (495) 586-12-11

Инфотека

26.12.2022

РПН обзор судебной практики

Верховный Суд Российской Федерации продолжает обобщать практику и формировать подходы в защиту прав потребителей

 

19.10.2022 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, утвержден "Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей" (далее – Обзор), в котором изложены наиболее актуальные вопросы, возникшие при рассмотрении споров о защите прав потребителей в 2021 - 2022 годах.

Высоко оценивая вклад судейского сообщества и Президиума Верховного Суда Российской Федерации в формирование надежной правовой основы защиты интересов миллионов россиян, обращаем особое внимание на следующие выводы.

 

1. Продавцы автосалонов несут ответственность за продажу автомобиля, который находится в залоге. Потребитель должен знать об особенностях товара или услуги, которые могут повлиять на его выбор.

В п. 2 ст. 10 закона «О защите прав потребителей» изложен перечень информации, которую продавец (или исполнитель) обязан раскрыть потребителю: цена, потребительские свойства товара или услуги, правила их безопасного использования, установленный гарантийный срок и др. Верховный Суд Российской Федерации обратил внимание нижестоящих судов, что этот список не исчерпывающий. Так, продавец должен еще сообщить об обременении товара.

Например, при покупке автомобиля продавец до заключения договора купли-продажи обязан предоставлять потребителю информацию об уже имеющемся залоге автомобиля. Поскольку наличие залога на приобретаемый автомобиль имеет существенное значение при принятии решения о его покупке, то сведения об этом продавец обязан своевременно.

Роспотребнадзор напоминает, что подобные подходы, о недопустимости сознательного сокрытия ключевой информации о товарах и услугах, должны распространяться на все сделки, а предпринимательское сообщество должно помнить, что потребитель не обладает специальными познаниями в тех или иных сферах, может не знать о рисках, которые сопровождают сделку и имеет полное право рассчитывать на добросовестность своего контрагента.

Продавец или исполнитель услуг несет ответственность по договору за любое несоответствие товара (услуги), которое существует в момент перехода риска на покупателя, даже если это несоответствие становится очевидным только позднее. При этом такое несоответствие товара должно быть связано с фактами, о которых продавец/исполнитель знал или не мог не знать и о которых он не сообщил покупателю.

 

2. Суды еще раз подтвердили право потребителя взыскать расходы по обслуживанию кредита, оформленного на покупку некачественного товара, не только на продавца, но и на изготовителя

Законом установлена возможность взыскания уплаченных процентов по потребительским кредитам, оформленных при заключении договоров купли-продажи. Если потребитель при покупке товара оформил договор потребительского кредита на приобретение конкретного товара и в том случае, если товар оказался некачественным, то изготовитель обязан будет возместить не только убытки в полном объёме, но и уплаченные банку проценты.

В случае, если обнаружен брак или иные недостатки в товаре, купленном в кредит, рекомендуется не прекращая обслуживание кредита обратиться с претензией в адрес продавца (изготовителя), обозначив необходимость урегулирования вопроса, связанного с переплатой по кредиту.

 

3. Приобретение апартаментов само по себе не свидетельствует о том, что такой объект будет иметь коммерческое использование, а его покупатель не является потребителем.

Приобретатель апартаментов в туристическом комплексе по договору инвестирования также может обладать правами потребителя. Тот факт, что объект (апартаменты) являются нежилыми помещениями, которые могут быть использованы для проживания людей и находятся в туристическом комплексе, само по себе не говорит о намерении покупателя использовать объект в предпринимательских целях.

Если застройщик нарушил срок передачи такого объекта, то с него может быть взыскана неустойка, компенсация морального вреда и штраф за неурегулированные спора в досудебном порядке (если подтвердится, что права потребителя нарушены).

 

4. Компании не вправе брать согласие клиента на изменение условий договора такими способами, которые не свидетельствуют явно о воле потребителя.

С ненадлежащей практикой Верховный Суд Российской Федерации разбирался на примере крупного банка. Зачастую возникает ситуация, когда банк сообщает об изменении условий кредитного договора (в том числе по замене тарифа) и просит подтвердить согласие потребителя с внесенными изменениями какими-либо действиями (например, совершить операцию с использованием кредитной карты). Однако, банк, не вправе принимать в качестве согласия обычные действия потребителя, более того, такие действия, которые потребитель должен совершить под страхом ответственности за неисполнение обязательств. Следовательно, действия по пополнению счета карты в целях погашения задолженности по кредиту через банкомат не могут расцениваться как согласие с новыми условиями банка.

5. Бонусные, скидочные и иные программы лояльности регулируются законом «О защите прав потребителей».

Верховный Суд Российской Федерации отметил, что бонусная программа организации является маркетинговым мероприятием, направленным на выявление и удовлетворение потребностей неопределенной группы потребителей путем создания, продвижения и представления продукта или услуги покупателям, а также управления взаимоотношениями с ними с целью получения прибыли.

Исходя из этого обязанность ответчика по правильному и своевременному начислению миль (баллов) должна соблюдаться в отношении всех участников программы, а если будут установлены факты неправильного начисления баллов, то в отношении организации может быть подан иск в защиту неопределенного круга потребителей или групповой иск.

 

6. Если в результате перевыпуска мошенниками сим-карты по доверенности совершено хищение денежных средств с банковской карты потребителя, он вправе взыскать убытки с оператора связи.

При этом Верховный Суд Российской Федерации занял принципиальную позицию в поддержку потребителей, отметив, что посредством выдачи сим-карты осуществляется предоставление доступа к услугам связи с определенного абонентского номера, который выделен потребителю услуг связи и относится к существенным условиям договора на оказание услуг связи. При выдаче сим-карты (ее дубликата) постороннему лицу данное лицо получает возможность передавать сообщения от имени этого абонента и получать предназначенные для этого абонента сообщения, что нарушает тайну телефонных сообщений.

При рассмотрении дел, в которых у потребителя возникли убытки в связи с ненадлежащим исполнением договора об оказании услуг связи, необходимо учитывать, что обязанность доказать умысел или неосторожность потребителя относительно причиненных ему убытков, непринятие им разумных мер должна быть возложена на лицо, допустившее нарушение при исполнении обязательства (оператора связи). Это означает, что оператор связи не должен относиться формально к идентификации гражданина, предъявляющего доверенность на выдачу дубликата сим-карты.

                                                                                                       ФС Роспотребнадзора

Возврат к списку

Раздел не найден.

"Горячая линия" по вакцинопрофилактике
12.04.2024
"Горячая линия" по вакцинопрофилактике

Уважаемые жители Подмосковья!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
«Горячая линия» по вопросам организации питания в общеобразовательных организациях
30.03.2024
«Горячая линия» по вопросам организации питания в общеобразовательных организациях

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что специалисты Центрального аппарата совместно с ...

Подробнее
О проведении "Горячей линии" в рамках Всемирного дня борьбы с туберкулезом в 2024 году.
22.03.2024
О проведении "Горячей линии" в рамках Всемирного дня борьбы с туберкулезом в 2024 году.

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...

Подробнее
Горячая линия ко Всемирному дню прав потребителей
15.03.2024
Горячая линия ко Всемирному дню прав потребителей

Уважаемые потребители!

 

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
О проведении «горячей линии» по актуальным вопросам защиты прав потребителей в судебном порядке
07.03.2024
О проведении «горячей линии» по актуальным вопросам защиты прав потребителей в судебном порядке

Уважаемые потребители!

 

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
Заседание расширенной Коллегии 1 марта 2024 года
01.03.2024
Заседание расширенной Коллегии 1 марта 2024 года

1 марта 2024 года состоялось заседание расширенной коллегии в Управлении Роспотребнадзора по Московской...

Подробнее
Соревнования по лыжным гонкам «Трудовая лыжня»
29.01.2024
Соревнования по лыжным гонкам «Трудовая лыжня»

В соревнованиях по лыжным гонкам «Трудовая лыжня», посвященных 80-й годовщине снятия блокады Ленинграда,...

Подробнее
Торжественное мероприятие, посвященное 150-летию санитарно-эпидемиологической службы Московской области
08.12.2023
Торжественное мероприятие, посвященное 150-летию санитарно-эпидемиологической службы Московской области

7 декабря состоялось праздничное мероприятие, посвященное 150-летнему юбилею санитарно-эпидемиологической...

Подробнее
График приема образцов в декабре 2023 года
05.12.2023
График приема образцов в декабре 2023 года

Уважаемые посетители!

В связи с окончанием календарного года, испытательный...

Подробнее
"Горячая линия" по вопросам качества и безопасности детских товаров, выбору новогодних подарков
04.12.2023
"Горячая линия" по вопросам качества и безопасности детских товаров, выбору новогодних подарков

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные ...

Подробнее
«Горячая линия» по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции
23.11.2023
«Горячая линия» по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции

Уважаемые потребители!

 

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
Торжественное открытие мемориальной доски в память о Коваленко Э.Б.
17.11.2023
Торжественное открытие мемориальной доски в память о Коваленко Э.Б.

В честь 150-летия санитарно-эпидемиологической службы Московской области, 16 ноября 2023 года состоялось...

Подробнее
"Горячая линия" по услугам такси и каршеринга
13.11.2023
"Горячая линия" по услугам такси и каршеринга

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...

Подробнее
«Горячая линия»  по профилактике гриппа и ОРВИ
02.10.2023
«Горячая линия» по профилактике гриппа и ОРВИ

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...

Подробнее
Итоги проведения Спартакиады в честь первого празднования Дня федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и в честь 150-летия санэпидслужбы Московской области.
20.09.2023
Итоги проведения Спартакиады в честь первого празднования Дня федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и в честь 150-летия санэпидслужбы Московской области.

15 сентября 2023 года состоялась торжественная часть награждения победителей Спартакиады в честь...

Подробнее
В честь сотрудников санитарно-эпидемиологической службы открыли мемориал на территории Центра гигиены им.Эрисмана Роспотребнадзора
18.09.2023
В честь сотрудников санитарно-эпидемиологической службы открыли мемориал на территории Центра гигиены им.Эрисмана Роспотребнадзора

16 сентября в честь сотрудников санитарно-эпидемиологической службы и в рамках празднования ...

Подробнее
«Горячая линия» по вопросам организации питания в школах
14.09.2023
«Горячая линия» по вопросам организации питания в школах

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...

Подробнее
13 сентября 2023 года стартовала Спартакиада
14.09.2023
13 сентября 2023 года стартовала Спартакиада

13 сентября 2023 года стартовала Спартакиада в честь первого празднования Дня федерального государственного...

Подробнее
15 сентября Роспотребнадзор отметит 101 год создания санитарной службы России
12.09.2023
15 сентября Роспотребнадзор отметит 101 год создания санитарной службы России

Уважаемые коллеги!

Примите искренние поздравления с вашим профессиональным праздником ...

Подробнее
50 лет на страже здоровья населения Московской области
24.08.2023
50 лет на страже здоровья населения Московской области

Касьянов Владимир Ильич - заслуженный врач Российской Федерации и почетный работник санитарной службы...

Подробнее
"Горячая линия" по вакцинопрофилактике
12.04.2024
"Горячая линия" по вакцинопрофилактике

Уважаемые жители Подмосковья!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее
«Горячая линия» по вопросам организации питания в общеобразовательных организациях
30.03.2024
«Горячая линия» по вопросам организации питания в общеобразовательных организациях

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что специалисты Центрального аппарата совместно с ...

Подробнее
О проведении "Горячей линии" в рамках Всемирного дня борьбы с туберкулезом в 2024 году.
22.03.2024
О проведении "Горячей линии" в рамках Всемирного дня борьбы с туберкулезом в 2024 году.

Уважаемые потребители!

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные пункты...

Подробнее
Горячая линия ко Всемирному дню прав потребителей
15.03.2024
Горячая линия ко Всемирному дню прав потребителей

Уважаемые потребители!

 

Информируем Вас, что Консультационный центр и консультационные...

Подробнее